Итак, мой пост из темы "Что делать Учителю, если ученик ему не верит" Форума Стожар на вопрос:
"Кстати, а как думаете, если ученик решил прекратить обучение... А что учитель? Какие решения принял он? Когда? В какой момент? Что видит он?"
Мне кажется учителю должно быть это интересно даже больше чем ученику.
Хотя тут есть уточняющий вопрос . как прекратил обучение , что бы совсем уйти из Го, или к другому учителю\другую школу ?
В любом случае, отношения ученик-учитель привели к данной ситуации. И учитель я считаю должен понять побудительную причину этого поступка, так же я считаю что учитель не должен влиять на решение ученика прямо, а возможно даже и косвенно, потому что Го учит видеть и что увидел ученик и почему принял именно ЭТО решение , не всегда на 100% ясно и понятно учителю...
убегаю - зовут готовить ... простите закончу позже мысль.
Есть случаи когда Учителю не в чем себя упрекнуть в этом вопросе, далеко ходить не буду сошлюсь на свою нескромную персону, я ушел из Русской школы Го и стратегии Игоря Алексеевича Гришина не потому что мне что то не нравилось или я не хотел этим заниматься, я просто нашел СВОЙ путь здесь, У Константина Эдуардовича Возникова и я бы просто предал бы себя если не поступил бы так как поступил и я не жалею, потому что это МОЙ путь и решать в конечном итоге куда идти мне самому, окружающие нас люди могут посоветовать, указать путь, дать средства или рассказать как их достать для достижения цели, но решить за вас никто не в праве. именно НЕ В ПРАВЕ! Если Учитель решает за ученика его дорогу - это никудышный учитель, это Мастер, это инструктор, но не Учитель. Учитель указывает путь и только по решению ученика двигает того по направлению к его цели, если посчитает это нужным.
Тут многие зададутся вопросом , как и я , что же это за ученик и Учитель, которые не определились с путем и как вообще человек может в этом вопросе спорить с Учителем когда он сам добровольно стал учеником и это обязывает к следованию тем путем что направляет Учитель? Тут надо четко понимать что человек, это ПОСТОЯННО развивающийся организм и в моральном, и в духовном, и в физическом плане. Поэтому в какой то момент жизни он может понять что именно ЕГО путь начинает отклонятся от пути задаваемого Учителем, школой, обществом и он если хочет остаться в гармонии с собой просто обязан последовать своим убеждениям, чувствам, иначе получится потом, как я уже наблюдал, ощущение что в жизни что то упущено, что то важное потеряно , а времени уже мало, очень сложно в одну точку в жизни войти дважды , хотя я знаю человека который это сумел сделать, но согласитесь не все настолько знают свой организм , знают в каком месте копать и владеют нужными техниками. Из этого отступления я хочу, что бы остался акцент на том , что если Вы чувствуете что что то на Вашем пути не так , что то утягивает в сторону, остановитесь прочувствуйте этот момент эти ощущения по максимуму глубоко, до тех пор пока не поймете, что это? обычная усталость, леность, или перегруженность и надо сделать перерыв или же это действительно тот момент, когда Ваш организм, Ваша душа видит другое, именно Ваше, на данный момент, ответвление которое именно Вам, в данный момент, нужно.
Таких развилок в жизни достаточно много и все они разные, как глобальные, как и так называемые развилки-задачи, и много людей, попадая в них, не задумываясь глубоко, делают выбор, а ведь иногда что-то толкает Вас на именно Ваши рельсы , некоторые из Вас наверняка замечали, что некоторая ситуация к Вам приходит несколько раз, иногда даже в одинаковом виде, иногда одна и та же ситуация просто с разными данными, но она та же. Это что-то выше толкает, дает извлечь из этого урок , и пока Вы этого не сделаете эта ситуация будет возвращаться к Вам пока вы не разрешите . Есть версии что мы живем и каждую жизнь учимся чему то и если в эту жизнь мы не извлекаем этот урок то в следующей мы опять будем проходить то же самое . Учитесь слушать себя, пригодится, это обязательное умение, если вы хотите расти не только в спорте. Это относится не только к И-Го.
В этом случае Учитель может только порадоваться, что ЕГО ученик нашел себя в данный момент и для ученика это важнее чем Го чем все остальное в этом мире. И в этом наверняка есть большая работа Учителя.
Если же это леность или нежелание заниматься, это зависит от человека и Учитель может в этом случае только протянуть палку помощи, и если видит, что ученик хочет заниматься, но его отрицательные качества мешают ему и он осознает это, но не знает как с этим бороться, то Учитель может помочь вылезти ученику из этой ситуации заставляя, заинтересовывая его. Но не всякий учитель на это готов и согласен этим заниматься, все таки это задача в основном ученика.
По существу вопросов
"Кстати, а как думаете, если ученик решил прекратить обучение... А что учитель? Какие решения принял он? Когда? В какой момент? Что видит он?"
Если принял решение ученик, то в любом случае это его решение и Учитель для себя может попробовать раскопать истинную причину такого решения ученика.
Ученик - Учитель в отношениях востока и восточных культур очень плотные и тесные, учитель для ученика это и лучший друг и старший брат и мать и отец одновременно. И тут действительно для обоих очень важно понимание почему так произошло, что послужило причиной? то что ученик видит свой путь дальше в другом направлении или имели место быть какие то психологические моменты, обиды, неудолетворение Учителем как Наставником, Мастером... или просто жизненная ситуация.
В этом моменте, если действительные были отношения в истинном понятии Ученик-Учитель, очень тяжело будет обоим, ведь в каждом из них будет часть другого и эти части будут еще долго тянуться друг другу, искать друг друга, воспоминания и так далее, это как расставание с очень близким человеком. Я в этом отношении не хотел бы больше быть - это тяжело. хотя я в свое время сделал осознанный выбор, но все равно и память отсалась и люди в памяти.
Какие решения принял учитель, а разве это может зависеть от Учителя?
Только в случае, если Учитель САМ выгоняет ученика, в этом случае, да, Учитель внутри себя всю ситуацию отработал и понял, что отношения Ученик-Учитель более в данный момент невозможны по каким то причинам. Я подозреваю, что это очень тяжелый выбор и наверняка было огромное количество попыток что наладить, выправить и это естественно крайний случай, когда Учитель переводит этого человека из статуса Ученика в другой статус... при этом не надо забывать сколько сил, эмоций и ци было вложено в ученика, возможно в ущерб собственному состоянию самого Учителя. Это масса чувств, масса эмоций, и какой бы спокойный и расчетливый внешне и внутренне Учитель не был эти эмоции в нем будут присутствовать какое то время и врядли уйдут насовсем , возможно их завуалирует жизнь и они отодвинутся на другой план, но при воспоминании об этом человеке, Учитель все равно будет еще раз возвращаться к производным этих эмоций.
"Что видит?"...
Видит, наверняка, реальное состояние Ученика в плане мастерства на данный момент, реально его оценивает..
больше ничего не могу сказать по вопросу "что видит?", я не Мастер пока еще ) когда им стану обязательно напишу продолжение_))
Большое спасибо Константину Эдуардовичу, что поддержал тему. По моему это очень важные, для многих понятия, которые, не проработав никогда, не поймешь до конца что такое отношения Учитель-ученик и какова их истинная ценность. а также она будет не лишней для тех кто сейчас уже является инструктором, мастером, учеником, Учителем.
3 комментария:
Витя, у тебя определенно писательский и ораторский дар :)
Спасибо,
но лучше конкретно мысли по теме ))))
В догонку по теме :)
http://old-master.weiqi.ru/2010/11/28/1
Отправить комментарий